Экологическое воспитание детей среднего возраста средствами живой природы
Экологическое воспитание детей среднего возраста средствами живой природы
Главным принципом при ознакомлении дошкольников с природой является принцип наглядности. При помощи наглядных пособий и происходит передача имеющегося опыта от взрослого к детям. Сегодня мы поговорим об экологическом воспитании детей среднего возраста средствами живой природы. За основу в своей работе мы взяли программу С. Николаевой «Юный эколог».
В работе следуем следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.
Все воспитание и обучение детей строим в личностно-ориентированной модели. Для нас главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаем все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Считаем, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.
В группе создан центр природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
У каждого из растений есть паспорт, который помогает детям правильно за ними ухаживать. Для ухода за растениями в уголке природы имеется необходимый инвентарь: лейки, тазы, клеенки, тряпки, палочки для рыхления, совки и др. Комнатные растения дают возможность для организации интересной и содержательной образовательной работы с детьми. Также они оздоравливают микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют, очищают и обогащают его кислородом. На территории детского сада организуются прогулки, образовательная деятельность, игры, беседы и ежедневные наблюдения за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений, любуются красотой природы во все времена года.
На участке высаживаем разнообразные цветущие растения. Все это украшает участок, доставляет детям радость. Летом дети имеют возможность трудиться в цветнике, зимой сеют семена цветов, выращивают лук, а осенью собирают семена цветущих растений, выкапывают из цветника поздноцветущие растения (астры, ноготки) для украшения группы.
Во время зимних прогулок обращаем внимание детей на деревья и кустарники, о том, что деревья отдыхают, что надо к ним бережно относиться: нельзя обламывать ветки и т.д., а в течение всей зимы утеплять их снегом.
Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.
Отдельно взятое наблюдение — это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения проводятся в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Все наблюдения фиксируются в дневниках наблюдений.
Особое внимание мы отводим изучению животных и птиц, их повадкам особенностям строения. Прививаем любовь детей к ним, учим заботится о домашних питомцах. Зимой дети с удовольствием подкармливают птиц на участке, а придя в группу могут самостоятельно посадить на кормушку, ту птицу которую видели на участке во время прогулки.
Также мы знакомим детей с различными видами рыб и насекомых.
Нами разработаны и изготовлены дидактические игры, перфокарты при помощи, которых образовательная деятельность с детьми становиться еще интересней
С помощью фотоколлекций и картинок мы знакомим детей с животными, воспитываем интерес к ним и их детенышам.
Для более глубокого изучения этой темы были изготовлены макеты «Животные и их среда обитания», «У бабушки в деревне», «Сухой аквариум».
Чтение художественной литературы для детей дошкольного возраста помогает нам обогащать детей знаниями, учить, глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Поэтому в нашем центре имеются подборка стихов известных писателей классиков, различные загадки и пословицы, детские произведения о природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.
Для закрепления пройденного материала нами были разработаны лепбуки, которые включают в себя все раннее предоставленные средства (игры, стихи, загадки, картинки, схемы и т.д.)
Использования этих средств по ознакомлению дошкольников с окружающим миром помогает эффективно и надежно усвоить необходимые знания детям, а также делает процесс образования веселым и интересным.