Организованная учебная деятельность «Подарок младшему другу»
Организованная учебная деятельность «Подарок младшему другу»
Цель:
- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).
- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе, использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.
Задачи:
- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,
- развивать фантазию и творческое воображение.
Оборудование:
- Для воспитателя: Мольберт, диск с записями русских народных мелодий, столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью. Заготовки для выкладывания композиции (картонные горшочки, ложки, вазы, элементы росписи). Кисть, гуашь, салфетка, подставка для кистей, баночка с водой.
- Для детей: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким кончиком, баночка с водой, салфетка.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, стихов, народных игр, Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и рисовали хохломские узоры.
Педагог приветствует юных художников.
Педагог:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж, захватывает дух!
– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.
Посмотрите да полюбуйтесь, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите!
Посмотрите!
Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
- Вы конечно же узнали – это Хохлома
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
-Хотите, я расскажу вам свою сказку о хохломе? (одобрение детей)
Педагог на мольберте располагает картонную заготовку,рядом на столике стоят гуашевые краски: черная, зелёная, красная, и желтая.
-Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Пол дня на базаре провели все без толку развернулся в обратную дорогу Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться …Прилёг на травку,а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь. –Вот держи мой лучик золотой, вижу что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. … Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку на нем нарисовал и травинки да веточки золотые…
Педагог на заготовке наносит желтой гуашью рисунок в виде линий, капелек и травный орнамент.
-Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок.
Педагог добавляет красной гуашью растительные элементы.
-Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.
Педагог добавляет зеленой гуашью характерные элементы.
-Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки - травинки, ягодки.
Педагог добавляет черные элементы гуашью и палочкой ватной.
-И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – Лучик красу свою подарил.Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”,он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”.Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Педагог берет в руки Хохломскую посуду и демонстрирует сияние красок на ней.
-Какие тонкие изящные линии, подсмотренные у природы – травинки, капельки, завитки, листочки, ягодки, цветочки, усики – еще раз на готовых образцах визуально закрепляются элементы хохломской росписи.
-Понравилась вам сказка моя? – рукой педагог указывает на расписанную заготовку. (детское одобрение).
Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши заготовки, что лежат у вас на столах.
Ребята приступают к работе, звучат не громко записи русских народных мелодий.
Педагог: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.
А может вы знаете стихи о хохломе?
-Да. Дети рассказывают стихи.
Вопрос: Так какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, желтый и зеленый.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.
Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия самым маленьким воспитанникам нашего садика, чтобы они, глядя на них, учились рисовать элементы хохломской росписи. Они будут гордиться этим и в будущем сделают изделия не хуже чем у вас.