Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников
Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников
Психические процессы | Дидактические игры | |||||
Ранний возраст 1-3 г. | Дошкольный возраст 6-7 лет | |||||
С предметами | Словесные | Настольно-печатные | С предметами | Словесные | Настольно-печатные | |
Память | «Убери лишнее?»Цель: развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. | «Эхо» Цель: учить, правильно и чётко произносить гласные звуки. | «Подбери картинке пару» Цель: учить сравнивать предметы, находить одинаковые. | «Шкафчики» Цель: развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность | «Слушай и исполняй» Цель: переключение внимания | «Перепутанные дорожки» Цель: развить устойчивость внимания |
Внимание | «Какой игрушки не хватает?» Цель: развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает. | «Выполни задание» Цель: развивать слуховое внимание детей, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения. | «Запомни картинку» Цель: развитие зрительную память, восприятие. | «Выложи из палочек» Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, а также умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. | «Кокон» Цель: развитие волевого внимания. | «Найди отличия» Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание. |
Мышление | «Где, чей домик?» Цель: развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия. | «Чей малыш?»Цель: знакомить с животным миром, способствовать развитию мышления. | «Покупка овощей» Цель: формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок. | «Слышит ли рука ухо?» Цель: научить детей пользоваться планом-схемой; знакомство с карточками и полосками; закрепление знаний детей о пространственных отношениях (справа, слева, над, под...); учить детей согласовывать свою деятельность с речевым образцом взрослого; поддержание устойчивого интереса к игре. | «Игра с предлогами» Цель: учить детей использовать речевой образец при работе с предлогами, обозначающими пространственные отношения; продолжать развивать пространственное мышление; развивать словесно-логическое мышление при работе с планом-схемой. | «Что изменилось?» Цели: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память. |
Речь | «Что за предмет?» Цель: учить правильно называть предмет. | «Паровоз» Цель: отрабатывать правильное произношение гласного звука «У». | «Соберем урожай» Цель: развитие номинативного словаря. | «Опиши предмет» Цель: развитие произвольной зрительной памяти. | «Ассоциации» Цель: развитие мышления и речи. | "Собери слово" Цель: - Приучать слышать звуки в слове, развивать фонетическую память. - Развивать умение составлять из букв слова. |
Воображение | «Что это такое?» Цель: развитие воображения на основе восприятия. | «Угадай, кто это кричит» Цель: учить детей называть и различать животных, по их крику. | «Волшебная мозаика» Цель: научить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов, развивать мышление-синтез. | «Достань тележку» | «Несуществующее животное» Цель: развивать творческое воображение детей. | «Палочки» Цель: учить детей схематически изображать предметы с помощью палочек различной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от другого соответствующего предмета и деталей |
Восприятие | «Сложи картинку» Цель: развивать пространственные отношения, связную речь. | «Автомобиль» Цель: развивать пространственное восприятие; умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь]. | «Цветовое лото»Цель: способствовать закреплению знаний и системе цветов. | «Найди пару» Цель: развитие зрительного восприятия. | «Кто наблюдательней» Цель: развивать восприятие формы. | «Собери картинку» Цель: развитие восприятия целостности предмета. |