Консультация для педагогов «Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
«Метод проектной деятельности в работе
с детьми дошкольного возраста»
Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДО, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.
В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технология проектирования, основной целью корой является развитие свободной творческой личности ребенка.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования СанПиН), но емкой, что возможно при интегрированном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Проектный метод помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива). Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектный метод является эффективной формой познавательно-исследовательской деятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом. Для педагога – это рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность. Для детей – это повышение качества формирования личностных качеств при освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность развивает кругозор, творческое и критическое мышление, самодисциплину, общую культуру, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию навыков общения в команде, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Анализ результативности использования технологии проектирования.
Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками действительно дает высокий результат. Это метод позволил нам объединить практически все виды деятельности и все образовательные области, что повысило качество образовательного процесса.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели социальные навыки. Дети стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. У детей развились навыки самостоятельности, активности, ответственности, интерес к познанию. В процессе работы по проекту в вопросах, действиях детей проявлялась их индивидуальность. В подгруппах были организованны различные исследования. Дети с интересом их обсуждали и сравнивали. Ярко проявлялись характеры детей, их психологические особенности.
Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной. В процессе игры дети совместно сочиняли истории, рисовали, строили и благодаря этому у них развились способности творчески мыслить и сотрудничать, то есть как раз те способности, которые больше всего нужны для достижения успеха и удовлетворения человеческих потребностей в современном мире.
Работа по проекту в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Объяснив родителям смысл наших идей и целей, мы стали строить с ними активные и плодотворные партнерские отношения. Их интерес к нашей работе возрос, родители регулярно общаются снами и заходят на сайт дошкольного учреждения, чтобы увидеть продукты проектной деятельности. С помощью родителей мы узнаем, что делают дети дома и используем информацию в своей деятельности. Тесное сотрудничество с родителями позволяет нам строить образовательный процесс с учетом индивидуальных способностей и интересов детей.